Агроаналитики сообщают о грядущем повышении стоимости плодов косточковых деревьев из Узбекистана.
Специалисты EastFruit закончили предварительную оценку ущерба для косточковых фруктов (черешня, абрикос, персик и слива), а также миндаля в Узбекистане от второй волны заморозков, которая прокатилась по территории страны в середине марта. Как и ожидалось, ущерб для косточковых фруктов резко вырос, отмечает портал.
Поскольку Узбекистан является вторым крупнейшим поставщиком персика, нектарина и сливы в Россию и главным поставщиком свежего абрикоса на рынок страны, снижение урожая этих фруктов существенно отразится и на ценах косточковых в РФ.
Ещё большее влияние снижение урожая абрикоса окажет на рынок сухофруктов, т.к. курага является ключевым видом экспортируемых сухофруктов.
Импортёрам из России нужно будет искать альтернативы узбекским свежим и сушёным фруктам.
Напомним, первая волна заморозков в конце февраля 2021 года, после периода аномального тепла, спровоцировавшего раннее цветение, нанесла серьёзный ущерб раннему абрикосу в средней полосе Узбекистана. И если частичная потеря урожая раннего абрикоса была неприятной, но не критичной, теперь ситуация для многих садоводов становится угрожающей, т.к. вторые заморозки привели к росту потерь не только на абрикосах, но и других видах косточковых, которые успели расцвести к середине марта.
На данный момент ожидается, что Узбекистан не досчитается уже более половины урожая абрикоса и миндаля. Также, в отдельных регионах, почти полностью утерян урожай черешни, хотя в других виды на урожай по-прежнему неплохие.
Потери по персику и сливе могу быть немного ниже, чем по абрикосу и миндалю, но, возможно, сопоставимыми с потерями черешни. Ну и самое главное – это качество продукции. Здесь ожидаются серьёзные проблемы, поскольку заморозки во время цветения и даже перед цветением, как правило, приводят к дефектам плодов и мешают полноценному опылению.
В подавляющем большинстве регионов Узбекистана – производителей сельхозпродукции (в 9 из 13) потери урожая абрикоса оценивается от 40% до 90%.
Персика, нектарина и сливы в Узбекистане, по данным портала, может быть потеряно около половины.
Столь значительные потери, с одной стороны, могут привести к росту цен на внутреннем рынке фруктов, а, с другой, фрукты невысокого качества вряд ли будут продаваться по высокой цене. Снизится также предложение сырья для производителей соков, пюре, концентратов и сухофруктов, а значит и здесь стоит ожидать высоких цен.
По данным EastFruit, в 2020 году Узбекистан экспортировал напрямую на рынок России более 217 тыс. тонн фруктов и орехов в свежем и сушёном виде на сумму около $224 млн. Однако в 2021 году, очевидно, объёмы узбекского фруктового экспорта в Россию резко снизятся.
Мнения читателей